yuritikhonravov: (Default)
yuritikhonravov ([personal profile] yuritikhonravov) wrote2010-09-01 11:20 am
Entry tags:

L'Ennui (1998) и Leaves of Grass (2009)

Специально искал фильмы, где герои - философы. И нашёл две великолепные картины. В обоих случаях герои сделаны философами не потому, что автор имеет интерес к этому занятию и посвятившим ему себя личностям, а из драматургической необходимости. Философ оказывается неким полюсом в спектре человеческих характеров, и его интересно драматически столкнуть с другим полюсом.

Во французском фильме "Тоска", снятом по одноимённому роману Альберто Моравиа (1960; у нас ещё переводят как "Скука"), преподаватель философии, переживающий кризис среднего возраста и только что расставшийся с женой, встречает юную девушку, олицетворяющую собой абсолютную простоту. Его стиль - тотальная рефлексия, всё объяснить, истолковать, разложить по полочкам, он постоянно и мучительно раздумывает над каждым произошедшим с ним событием, над каждым своим шагом. Её стиль - ни о чём не думать, поменьше говорить, относиться ко всему как можно проще.

Герои знакомятся в квартире её любовника, который был много старше её и умер от сердечного приступа. Невероятная простота девушки, проявляющаяся в том числе в сексуальных отношениях, оказывается настоящим вызовом для философа. Это загадка, которую он не в силах разрешить. Она пробуждает в нём незнакомые прежде страсти и доводит чуть ли не до безумия и самоубийства.

Великолепная игра актёров, французская тонкость в проработке характеров и сюжета делают вроде бы простую драму чрезвычайно захватывающей.

Сходная схема реализована и в свежей американской картине "Листья травы", названной вслед за знаменитым сборником стихов Уолта Уитмена. Только здесь вместо мужчины и женщины представлены братья-близнецы, роль которых прекрасно исполнил Эдвард Нортон. Один брат сбежал из Оклахомы, самой глубинки Америки, и стал преподавателем философии в Нью-Йорке. Его кредо - тотальная рациональность и подавление всего иррационального. Другой брат остался в Оклахоме и занимается выращиванием и продажей экологически чистой наркотической травы. У обоих наступил поворотный момент в карьере: философа пригласили в Гарвардскую юридическую школу, наркоторговца прижали за долги. Они должны встретиться и пройти через множество испытаний.

Братья по-разному говорят, в буквальном смысле разный прононс, у них противоположные убеждения и стили жизни. Философ ненавидит свою родину и семью, поскольку они олицетворяют как раз то, против чего он всю жизнь борется, стихию иррациональности. Но здесь он встречает женщину, которая добровольно вернулась к своим корням и исповедует уитменовскую философию единения с природой и открытого проявления своих эмоций.

Благодаря по-американски лихо закрученному сюжету с массой неожиданных и очень сильных драматизаций, а также вновь отличной актёрской игре от фильма просто не оторваться.

Повторюсь, обе картины просто блестящие. Но хотелось бы ещё чего-то другого. Хотелось бы фильма, где философ взят не как крайний, доведённый до предела случай какого-то характера, а как таковой. Чтобы авторы разбирали личность философа, исходя из неё как из данности. Что такое, например, философ в кризисе, философ, отказавшийся от философии, философ, пришедший к власти? Что такое философ, сошедший с ума и перешедший к действиям?

[identity profile] antonk83.livejournal.com 2010-09-01 07:49 am (UTC)(link)
Очень такие национально окрашенные философы, кажется, получились в картинах. Т.е. такие образа именно французского философа и именно американского философа соответственно.

[identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com 2010-09-01 07:52 am (UTC)(link)
в общем, да, и трудно было бы ожидать чего-то другого; но это не мешает разглядеть и универсальное - как в человеческом, так и в профессиональном типаже

[identity profile] benni72.livejournal.com 2010-09-01 07:50 am (UTC)(link)
Иногда рационализм символизируется и образами математиков.

А о философе по российскому телевидению, как Вы, наверное, помните, показывали вот этот французский фильм. (http://fr.wikipedia.org/wiki/Les_Derniers_Jours_d'Emmanuel_Kant)

[identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com 2010-09-01 07:56 am (UTC)(link)
нет, я тв смотрю редко и про этот фильм ничего не знал; спасибо за наводку!

Философы с большой дороги - Тибор Фишер

(Anonymous) 2010-09-01 08:18 am (UTC)(link)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1612627/

Re: Философы с большой дороги - Тибор Фишер

[identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com 2010-09-01 08:21 am (UTC)(link)
спасибо

Нельзя так выхолащивать предмет

[identity profile] mourenaroyale.livejournal.com 2010-09-01 03:23 pm (UTC)(link)
Философия - это наука жизни и любая хорошо предствленная кинематографическая притча является отрывком жизни великих философов.

L'Ennui (1998)

[identity profile] threestonebusts.livejournal.com 2010-09-02 09:16 pm (UTC)(link)
Думаю, в этом фильме нет ни одного философа.
Есть один штатный преподаватель философии, заваливший тест на проф. пригодность
(финальный контакт с деревом вне аффекта от расставания с условным раздражителем
мог бы вернуть герою некоторые утраченные атрибуты человека, но оказалось,
что герой не способен на глубокое самовлияющее мышление).
Его дрессура была проведена по всем правилам формирования условных рефлексов.
Интуитивно точно, природно выверено. Причём с самого начала через переменную Х(удожник)
было обозначено будущее любого, кто познает её, но у гл.героя типичное мышление
преподавателя: несоразмерное действительности самомнение “уникальной снежинки”
(высокомерие, Я - не часть аудитории, разговоры с бывшей женой в форме декламаций,
диалоги по принципу “вопрос-ответ”) и это ограничивает видимость под собственным носом.
По-крысиному быстро жмёт лапкой на ключ, замыкающий цепь в центре наслаждения, просит
не останавливаться, плачет, пытается умереть и умер бы, как Х, но ещё молод и живуч.
Не опытный, попавший не в свою стезю.Но что его стезя – мне не ясно; слишком искусственен для жизни.
Понимаю, что выразилась сумбурно и/или напрасно, но фильм вызвал какую-то бурную реакцию,
которая с трудом cжимается до короткого комментария с благодарностью за Ваши рекомендации.

Re: L'Ennui (1998)

[identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com 2010-09-03 05:16 am (UTC)(link)
да, там возникает такое впечатление, что он ведёт себя как подросток, что не оч вяжется с его званием философа; хотя, с одной стороны, это реалистично, т.к. мужчина в кризисе среднего возраста может себя так вести, а с другой - его род занятий призван лишь усилить, довести до предела нек-рые его черты и моменты поведения; в этом и недостаток такого подхода, когда философа выводят "для драматургии" (а не наоборот)

Re: L'Ennui (1998)

[identity profile] threestonebusts.livejournal.com 2010-09-11 09:59 pm (UTC)(link)
На мой взгляд, философа можно увидеть в хрестоматийном фильме Джармена "Витгенштейн" и
приятном глазу фильме И.Д.Коэна "Любовники из кафе "Флёр""
(http://fenixclub.com/index.php?s=95a35197052f52cebce64f78a83e056d&act=ST&f=4&t=89360)

А про "L'Ennui" теперь думаю, что он аккуратно укладывается в рамки феноменологического прочтения.

У К.Г.Юнга: "Задача, которая каждый раз встает в первую очередь, - это описывание и упорядочивание событий,
а затем следует более точное исследование закономерностей их поведения в действительности.
Вопрос о субстанции наблюдения возможен в естественных науках только там, где некая архимедова точка лежит вне его.
Для психики такой внешней отправной точки не существует, потому что ведь только душа может наблюдать душу.
Вследствие этого познание психической субстанции невозможно, по крайней мере с нашими теперешними средствами наблюдения."

Главный герой пытается найти такую внешнюю точку в бывшей жене, режиссёр - в зрителе.
Причём, чем более склонен к естественно-научному мышлению зритель, тем больше вероятность того,
что этот фильм его зацепит, поскольку поддаться соблазну установления казуальных связей на месте
наблюдения чистых феноменов довольно приятно.

Re: L'Ennui (1998)

[identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com 2010-09-12 05:24 am (UTC)(link)
спасибо за наводку на "Любовников..."

[identity profile] chur72.livejournal.com 2010-09-18 07:40 am (UTC)(link)
Дерек Джармен "Людвиг Витгенштейн"