yuritikhonravov: (Default)
yuritikhonravov ([personal profile] yuritikhonravov) wrote2008-10-14 11:04 am

Тантрический Христос

Для пущего саспенса и чтобы не уклоняться уж совсем в путевые записки (напомню, что тема этого дневника квест за правильной религией), разбавим хронику путешествия профильной заметкой.

Мы тут как-то с [livejournal.com profile] notterrier'ом пришли к выводу, что назрела необходимость освежить образ Христа, дабы Слово не было затёртым и вдохновляло людей не хуже прежнего. Один из лежащих на поверхности способов - изменение контекста и языка. Что это значит?

В течение более полутора тысяч лет христианство представляет собой толкование Библии вообще и Евангелия в частности средствами греческой философии. И что интересно, если от Библии избавиться попытались практически сразу, первыми были гностики, то от античного наследия отказаться до сих пор особого желания нет. Тем не менее парадоксальность ситуации теперь осознаётся, и всё чаще раздаются голоса в пользу переосмысления Благой Вести на материале других традиций: африканских, индейских и, конечно же, азиатских.

Последнее представляется наиболее перспективным, поскольку органон индийской и китайской философии сопоставим с греческой. Родилось целое направление, "азиатская теология", представленное десятками имён в основном католических авторов, пытающихся проделать работу ранних апологетов и Отцов Церкви на индусской, буддийской, конфуцианской, синтоистской и иных подобных почвах.

Наибольший интерес представляет перенос образа Иисуса в буддийское обрамление. С одной стороны, имеется парадокс: увидеть воплощённого Бога глазами религии, которая Бога если и не отрицает, то всеми силами старается не замечать. Парадоксы всегда плодотворны, особенно если помнить, что само Евангелие и есть высший парадокс. С другой стороны, вдохновляющей кажется перспектива умножения энергии Христа на энергию Будды, конечно, если только величина последней не будет иметь дробное или даже отрицательное значение. Тем более что для почитания Иисуса в буддизме, в отличие от, скажем, иудаизма или ислама, явных препятствий нет. Ещё Гасан Дзёсэки, наставник сото-дзен 14 века, услышав слова Евангелия, заявил, что произнесший их был несомненно просветлённым существом. Да и нынешний Далай-Лама видит в Иисусе бодхисаттву.

Однако всё это лишь буддизм в его отношении христианству, в то время как мы говорим о христианстве на буддийской почве, или о буддийском христианстве. Существует фундаментальная работа, посвящённая осмыслению христологии и учения о Троице в буддийских категориях: книга Джона Кинана "Смысл Христа. Махаянская теология" (John P. Keenan, The Meaning of the Christ. A Mahayana Theology, 1989). Автор применяет весьма изощрённую диалектику и избегает прямого рассмотрения вопроса об отношении буддийской метафизики к пониманию Иисуса как воплощённого Творца мироздания. Ведь есть буддисты, которые считают веру в Творца ядом, отравляющим наше сознание и заставляющим нас страдать. Апеллируют они, как правило, к Брахмаджала сутте, где говорится о перворождённом существе очередного мирового цикла, ложно принимающем себя за творца, и к приписываемому Нагарджуне трактату "Ишвара картритва ниракритир вишнор эка картритва ниракарана", содержащему рассуждение, направленное на опровержение идеи бога-творца.

Но в авторитетных буддийских текстах встречаются и явственно теистические мотивы. Обычно в этих случаях ссылаются на махаянские "Махапаринирвана сутру", "Анунатва апурнатва нирдеша сутру" и другие татхагатагарбха сутры. Учение о нерушимом Абсолюте как последней реальности находит свои корни в таком авторитетном источнике, как Ланкаватара сутра. Следы Бога усматриваются в учении о нерождённой природе Будды, сокрытой в каждом из нас, и о первоБудде как основе действительности. Дальше всех в теистическом толковании этих концептов идут, опять-таки, дзенские наставники, особенно последних столетий: Сокей Ан, Соен Сяку и др.

Но всё это лишь намёки по сравнению с текстом, название которого говорит само за себя - "Тантра Владыки Всетворящего" (Кулаяраджа тантра, она же Кунджед Гьялпо). Речь идёт, ни много ни мало, о коренной тантре дзогчен - учения, осознающего себя как высшую ступень всех буддийских практик. "Я - основа бытия всех будд... корень всех вещей не что иное, как Я Сам". "О вы, все чувствующие существа, видимые и невидимые! Вы все Мои дети и все равны предо мной, ибо Я Господь всетворящий, создал вас... Если бы не Я, не было бы ни одного из вас... Ибо нет ни единой вещи, существующей помимо меня, Я говорю, что Я есмь всё - Всетворящий". В этом случае уже правоверным буддистам приходится изворачиваться, чтобы истолковать соответствующие посылы в нетеистическим ключе. Хотя одна из школ тибетского буддизма, джонанг, вполне обходится и без подобных околичностей. Здесь, безусловно, открывается широчайший простор для взращивания буддийского христианства.

Некоторые всходы, правда пока довольно хлипкие, уже имеются. Считается, что первопроходцами в буддийском христианстве были Шопенгауэр и особенно Рихард Вагнер, полагавший, будто буддизм поможет христианству очиститься от ошибок, прежде всего от связи с иудейской мифологией, и сформировать этос самоотречения (Borchmeyer, Dieter: "...I long for the Land of Nirvana": Richard Wagner's Buddhistic Christianity). В 1916 году ирландский поэт Джордж Мур написал книгу "Ручей Керит: Сирийская история", представляющей нам созерцательного индо-буддийского Иисуса. Открытие библиотеки Наг-Хаммади породило целую серию работ, связывающих учение Брахмаджала-сутры с гностическим мифом о Иалдаваофе и видящих в Иисусе из Евангелия Фомы настоящего буддийского наставника. Широко обсуждается возможное распространение буддийской проповеди в средиземноморском мире рубежа новой эры.

Тантрическая адаптация христианства и образа Христа началась в 1968 году, когда в Сан-Франциско неким Аджари Пемчековым-Варвик, русским эмигрантом, было основано Братство св. Иоанна - религиозная группа, ассоциирующая себя одновременно с русским старообрядчеством и буддизмом ваджраяны в тибето-монгольском и японском изводах. В 2005 община разъехалась: часть под руководством епископа Уильяма Грина в Лос-Анджелес, часть под руководством наставника Тэндай Лири Кэйсё в Миссури, в район горы Кобб. В 2006-2007 годах одна за другой вышли в свет две книги с одинаковым названием "Тантрический Ииус". Первая вышла на английском с подзаголовком "Исповедь и Манифест тёмного последователя Христа". Её автор протестантский проповедник Натан Баутвелл, занимающийся распространением христианства среди "готов" и иных подобных молодёжных субкультур. Вторая вышла почему-то на испанском, с подзаголовком "Христос как Бог, Гуру и Бытие". Её автор англиканский священник Роберт Стаки. Наконец, вот-вот грядёт ещё одна книжка - "Тантрическое христианство. Привнесение древней буддийской техники в христианскую медитацию" некоего Кристофера Бузелла.

Займутся ли этим серьёзные люди? Будут ли у этого серьёзные последствия?

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting