yuritikhonravov: (Default)
[personal profile] yuritikhonravov
Никак не могу успокоиться по этому поводу. Ведь, по сути, это был первый в истории человечества шанс установить мировое господство.

Вершиной османского могущества считается первая половина 16 века, особенно правление Сулеймана Великолепного. В самом деле, его власть признавалась на чрезвычайно большой территории. Учитывая то, что турецкие султаны носили титул халифа правоверных, многие мусульмане за пределами непосредственно империи - в Поволжье, Индии, Нубии и Восточном Туркестане - признали его власть, по крайней мере номинально. Ему удалось сделать Красное море внутренним морем своего государства. Австрийский посол в Турции Оги де Бусбек выражал уверенность, что в конечном итоге турки завоюют Европу. Помимо этого, Сулейман подчинил себе Маскат. В будущем владения этого портового государства превратятся в целую империю, контролирующую почти всю западную часть Индийского океана и восточное побережье Африки вплоть до нынешнего Мозамбика. Аж до середины 19 века так называемая Оманская империя со столицей в Занзибаре будет успешно соперничать здесь с западными державами.

Но в то же время Сулейман нащупал и границы своих возможностей. Ни взять Вену, ни захватить Мальту ему не удалось. Подчинить Марокко и добить Иран ему тоже не удалось. На юге его союзник Ахмед Грань почти разгромил Эфиопию. Но сомалийские военные вожди могли только грабить завоёванных, будучи не в состоянии предложить какого-либо альтернативного порядка. Поэтому эфиопы обратились к португальцам, которые помогли отбить мусульманский натиск.

Очевидно, что туркам чего-то не хватило. И прежде всего расположения христиан к своему правлению. Надо сказать, что и так значительная часть османских успехов основана на активности людей, воспитанных в христианстве. Это и наёмники из разных христианских стран, и так называемые девширме - выходцы из христианских народов, рекрутированные в качестве подати. При Сулеймане девширме прямо становятся правящим классом империи. Многие из них примыкают к суфийскому братству бекташи, учение и обрядность которого во многом попросту повторяют христианские. Восточные христиане становятся самым сильным звеном в системе миллетов, этноконфессиональных общин, пользовавшихся известной автономией и занимавших особые ниши в общественном устройстве. Оставался лишь один шаг в совершенствовании этой системы - превратить миллеты в тарикаты и уничтожить конфессиональные границы между османскими подданными.

Что было бы, кабы кто-нибудь из султанов 16-17 веков сделал этот шаг? Достаточно было бы выдвинуть простые условия - признать Магомета пророком и отказаться от идолопоклонства либо внятно обосновать, почему та или иная практика таковым не является - чтобы всякий миллет мог стать тарикатом. Нечто подобное предлагал иудейский каббалист-еретик Саббатай Цви, когда принял ислам и основал дёнмё, группу иудеев-мусульман. Подобные движения мысли были и в Индии: у Акбара Великиого в 16 веке, у Сармада и Дары Шикоха в 17. В 15-16 веках в Китае действуют такие мусульмане-конфуцианцы, как премьер-министр Хай Жуй и великий мореплаватель Чжэн Хэ, доходивший со своей невиданной флотилией до Восточной Африки. В Восточной Европе, от Литвы и Польши до Румынии, среди протестантов 16-17 веков образуется движение кальвинотуркизма, в числе лидеров которого был Ян Амос Коменский. Речь шла о сближении и без того похожих течений. Особенно легко это сближение далось бы многочисленным в этом регионе унитариям, не признававшим Троицу и божественность Иисуса Христа. Тем более что им приходилось выдерживать враждебность католиков, которые в конечном итоге вытеснили все унитарианские общины. Православным также был бы выгоден такой союз с Османским троном. Правительство Ивана Грозного и без того было расположено к этому, а в 1575-1576 годах "шапку Мономаха", на самом деле подарок ордынского хана-мусульманина Узбека, вообще получил татарин Саин-Булат, он же Симеон Бекбулатович. В 17 веке украинский гетман Пётр Дорошенко, опираясь в том числе на духовенство, вместе со всем правобережным казачеством вообще перешёл в подданство султана. Среди православных имелось даже небольшое движение бохмиче, пытавшееся сочетать православные обычаи с мусульманскими. С другой стороны, наблюдалось сближение православных с кальвинистами и унитариями. То и дело проводились православно-протестантские съезды, например в Вильно 1598 года. Протестанты даже участвовали в жарких униатских спорах на стороне православных. Высшей точкой такого сближениея было, конечно же, "Исповедание православной веры" константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, где выражена кальвинистская позиция.

Всё это говорит о том, что у султанов, вполне вероятно, был некий шанс умножить число своих союзников, в том числе за счёт самых энергичных социально-религиозных групп. Интеграция передовых воспитательных парадигм в саму ткань империи могла бы изменить и характер её технологического развития: кальвинисты эмигрировали бы не в Америку, а в Турцию, подобно тому, как это сделали испанские иудеи в конце 15 - начале 16 веков. Иными словами, мировое господство было вовсе не за горами...
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

yuritikhonravov: (Default)
yuritikhonravov

December 2023

M T W T F S S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829 3031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 18th, 2025 12:32 am
Powered by Dreamwidth Studios