![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Фильм Питера Уира, основанный на мистификации австралийской писательницы Джоан Линдси, представляет собой образец того, как надо обращаться с тайной. Тайна всегда больше и сильнее любых наших версий. Всякая версия, как бы ни буйствовало вложенное в неё воображение, будет жалкой в сравнении с тайной. Однако когда рассказываешь историю, нельзя отделаться умолчанием. Надо показать некие события, но так, чтобы тайна осталась. И некоторым, кто блюдёт предельную чистоту и лаконичность рассказа, это удаётся. Сама собой получается настоящая философская глубина.

Очень вероятно, что мистификация Линдси (а она выдала свою историю исчезновения благородных девиц за подлинную, якобы случившуюся в 1900 году) была вдохновлена знаменитой историей перевала Дятлова. Всеми своими деталями, начиная с места и времени, эта история будто создана вызывать дрожь. Но, хотя попытки рассказать её были, отчего-то ни один из рассказов не вдохновляет. Наоборот, разочаровывает, потому что всякий раз предлагает какие-то жалкие версии, и близко не дотягивающие до изначальной тайны. Шаровые молнии, инфразвук, КГБ, языческие обряды, испытания невиданного оружия, хищники-мутанты, инопланетяне, путешествия во времени и прочая пошлая ерунда. Сколько можно.
А ведь можно было бы рассказать, как эти молодые люди общались, выясняли отношения, обсуждали свои будущие судьбы, судьбу страны, коммунизм и проч. Пели песни, спорили, смеялись. А потом вдруг замолчали. Подумали и ушли в холодную тьму.